Судьба проекта АЛМАЗ(информация,слухи)
Судьба проекта "Алмаз"(не только слухи):
Документация по Алмазам уничтожена (так требует инструкция - у всего есть срок
давности). Достоверной информации нет.
Образцы, конечно же, осели в частных коллекциях, у нас и за рубежом.
Когда один из участников событий проекта в начале 90-х вернулся после учебы и
работы в Америке с Волной-4К, Мир-47К и Алмаз-103 на руках, он решил их честно
вернуть на завод (как то и полагалось по договору). Выяснилось, что не только
расформирован отдел, но и в бухгалтерии уничтожены все бумаги (договор,
расписка, копия накладной и пр.), свидетельствующие о наличии у него данных
экземпляров фототехники. Так что их (к счастью для него) даже не смогли
принять.
Площадка ЛОМО (у железнодорожной станции "11 км"(сейчас - "Старая деревня"),
направление - Лисий Нос) в Ленинграде(теперь Санкт-Петербург), один из ее
корпусов предназначался под сборочный конвейер Алмазов.
Попыткой хоть как-то запустить "Алмаз-101" в производство было
приобретение партии "гэдээровских" электронных затворов типа BX (была такая
Praktica BX*) - закупка примерно 1989 г, но к тому моменту интерес и
министерства и завода к этому проекту был полностью потерян.
Относительно низкой надежности серийных Алмазов(не учитывая специальную ручную
доводку в мастерской умельцем) можно отметить низкую технологичность камеры
такого класса для конвейера, конечно есть и конструктивные особенности.
Из совещания, проведенном в свое время на ЛОМО по поводу отечественной камеры
для журналистов Алмаз-102, основные проблемы в серии это плохое качество
сборки и невозможность нормального контроля процесса термообработки деталей для
Алмазов. Даже не столько термообработки, её так и не смогли отладить до конца.
Обходились цианированием(видимо, имеется в виду травление, но ради чего,
неужели ради закалки/чернения*), хотя это как небо и земля - для тех, кто
понимает. В итоге, одна из самых частых причин отказа - элементарный отрыв "уха"
какой-нибудь из пружин или тому подобные примитивные вещи... Капризен был и
механический затвор в "Алмазе-102/-103/-104". Механизм взвода затвора над
механизмом замедления выполнен как пара деталей, работающих на истирание,
причём одна из них представляет кулачок с поверхностью сложной формы и
требует очень твёрдых материалов для своего изготовления вкупе с
высокой точностью их обработки. Кулачок же выполнен из мягкого металла
(что в процессе эксплуатации вызывает проблемы с длинными выдержками,
причём эти проблемы прогрессировали с течением времени, стружка сыпится в
замедлитель). Руководство ЛОМО всё мечтало передать этот узел какому-нибудь
часовому заводу: у тех были нужные руки и технологии. Но в те времена эта мысль
была просто крамольной: разные ведомства... Ряд материалов пришлось просто
заменить на более примитивные - в итоге "Алмазы" некоторых серий элементарно
ржавели изнутри при нормальной эксплуатации. Не целиком, конечно, а отдельные
детали. Вот этот самый командный диск с кулачками в одном из вариантов (автор
этих строк) делал из титановых сплавов (он имел тогда на своей работе такую
технологию, в то время - уникальную) и не ржавел он и работал нормально,
только вот если посчитать себестоимость... Хотя это был всего один из вариантов.
В этом варианте и некоторые рычажки в затворе были титановые, для снижения массы
подвижных частей затвора, со всеми вытекающими.
Существуют слухи о якобы попытке производства Алмазов на КМЗ. П.А.Лапин
(главный конструктор фототехники и участник событий) полностью отрицает
какое-либо участие КМЗ в производстве Алмазов. Но по крайней мере одну камеру
"Алмаз" в опытной мастерской КМЗ переделали под "автоматовский" байонет
(Зенит-Автомат) (возможно, это и породило слух*) для демонстрации совместимости
со сменной оптикой, плюс передали документацию на байонет (тогда как раз на КМЗ
готовился соответствующий ГОСТ).
Впрочем, читатели СФ иллюзий не питали: спецкоры В.Федай, В.Анцев как в воду
глядели: "... Розничная цена на них до сих пор не установлена, и сроки их
освоения промышленностью не названы. К таким изделиям можно отнести
... объективы Вега-29УА 2.8/50, МС Мир-46МК и др. По различным причинам,
вероятно, не увидят свет разработки камер Алмаз-102, Киев-18, Зенит-22, 21..."
("Новинки отечественной фототехники",СФ 85'9).
Была великолепно сконструированная линейка камер, которую "загубил" конвейер.
Производственные проблемы и "детские болезни" есть у любой аппаратуры, другое
дело - решают их или обсуждают. Середина-конец 1980-х - в основном обсуждали,
многое тогда прообсуждали.
Образцы, доведенные "до ума" прекрасно работают до износа деталей. Износ
деталей существует у всех фотоаппаратов - будь то Лейка, Никон или Зенит...
Руководство ЛОМО прекрасно понимало, что объединение высококлассные зеркалки
"не тянет" и это им было совершенно не нужно тогда(конец 80-х), поэтому,
как только предприятия стали переходить на так называемый "хозрасчет", линейку
Алмазов быстро и "под ноль" свернули, стараясь как можно быстрее о ней забыть.
Дело в том, что себестоимость Алмаз-103 на 1986 год составляла 669 рублей,
оптовая цена - 240 рублей(как сказал И.Клебанов) - сплошной убыток, недопустимый
для хозрасчета. Но Алмазы и не предполагалось выпускать на ЛОМО в одиночку!
Одно слово - судьба(в смысле - рок). Золотое время кончилось с началом
перестройки.
Сказки:
- Шведские(или швейцарские) станки, закупленные для проекта Алмаз, загублены
залитым в них отечественным машинным маслом.
- Когда конструкторы закончили работать над спецификацией применяемых в "Алмазе"
материалов им (в высоком кабинете) сказали: "Это что? Это зачем тут? Кто
разрешил?" "Мы хотели как лучше," - ответили разработчики. Оказалось, что не
надо как лучше. Надо, как положено. А что не положено, то - низззяяя(типично,
для той эпохи, многие материалы были фондируемыми - например, титан, и их
просто не давали для неспециализированных тем).
Такие сказки можно рассказать про любую технику, изготавливавшуюся в СССР. Как
правило этим маскируют собственное разгильдяйство, низкую культуру производства
и конструкторские просчеты.