История создания(немного фактов и догадок)
Фотоаппарат не строится "с нуля", тем более системная зеркальная фотокамера,
предполагающая профессиональную работу. У "Алмаза" конечно же были прототипы -
все сколько-нибудь профессиональные камеры(Никон-Ф2 - ближайший,
возможно и другие(у того же Никона - FM/FA/EM-серии).
Впрочем, и Никон не на пустом месте возник и не с неба свалился.
На ЛОМО было выдано задание по разработке высококачественного фотоаппарата с
заданными параметрами. Формально камера разрабатывалась по заданию Cоюза
Журналистов(в 1986 году Союз Журналистов снял свою заявку, параметры уже не
устраивали). Но - это формально. Наиболее вероятным инициатором работ над
"Алмазами" был заместитель министра оборонной промышленности СССР Игорь Петрович
Корницкий. Конечно, надо отдать должное и А.Потемкину - без его согласия такое
было-бы реализовать значительно тяжелее. Вероятно, имела место история,
повторившаяся затем и с "ЛОМО-Компакт"(идея возникла на международной выставке
фотоаппаратуры Photokina). Только "ЛОМО-Компакт" повезло больше.
Специалисты КМЗ консультировали "алмазовцев" (конкретно А.П. Авдонина,
руководителя работ по "Алмазам", и других)
для того, чтобы ввести их в курс конструирования зеркальных фотоаппаратов, чем
они до этого не занимались, и передавали им техническую документацию (например,
на БУФ - блок управления фотоаппаратом), но аппараты разрабатывались
самостоятельно.
В то время(конец 70-х годов XX века) многие фирмы на Западе делали фотоаппараты
и объективы под байонет К. ГОИ байонет К выбрало как единый(он не был закрыт
патентами), Алмаз делался полностью в соответствии с указаниями. Камера
проектировалась для отечественного рынка, поставки на
экспорт не предполагались (в отличие от "Зенита", например) - поэтому у Алмаза
такой замечательный переходник - копия пентаксовского. Возможно, что Пентакс
патентов на территории СССР не заявлял - не рассматривали рынок СССР как
сколь-нибудь значимый.
Общим для всех Алмазов было следующее:
- съемная пентапризма, сменные фокусировочные экраны,
- крепление оптики - байонет К,
- наличие широкого круга аксессуаров (мотора, шахты, углового видоискателя,
крышки повышенного объема, печатающего устройства, лупы...)
- съемная задняя крышка
Механический затвор сделан по схеме киевского(завода Арсенал) - многие даже
считают, что это киевский и есть, однако конструкция затвора разработана на ЛОМО.
Экспонометрия для аппаратов проекта Алмаз разрабатывалась так же в ЦКБ, на ЛОМО
(в Алмаз-102 на базе микросборки МС121).
Объективы рассчитывались в ГОИ(наверное, как и многие в СССР), делались на ЛОМО.
Была даже заложена возможность смены байонета(!), естественно, в мастерской.
Итак, была спроектирована линейка хороших системных зеркальных фотокамер...